На главную | Содержание | Назад | Вперёд
Наши друзья

 

 

Электронная почта

Раньше электронный обмен информацией в стране ограничивался государствен­ными и исследовательскими организациями. В этой среде защита электронного обме­на сообщениями не представляла серьезной проблемы. Сегодня в компьютерных се­тях электронная почта и другие виды электронного обмена являются важными компонентами современного бизнеса. В связи с этим возрастают требования к обеспе­чению информационной безопасности финансовых и коммерческих сделок, личной
тайны, конфиденциальных данных, передаваемых по сети.
Сейчас вряд ли кто задумывается о том, как же работает электронная почта. Элек­тронная почта (Electronic mail, E-mail) — до сих пор остается одним из самых распро­страненных и дешевых средств обмена информацией во всех странах мира. Считается, что в мире имеется более 50 млн пользователей электронной почты. Сейчас предста­вить себе работу или просто общение без электронной почты иногда просто невоз­можно. Она упрощает общение, деловое партнерство или рассылку интересующей информации. И хотя уже существует много других таких Internet-сервисов, как голо­совая почта, Internet-телефония или им подобные, но тем не менее стандартная старая добрая и хорошо всем знакомая электронная почта живет. Это вполне естественно, поскольку речь здесь идет просто о передаче порции информации, в подавляющем большинстве случаев текстовой. Это дешевле, чем звонить в другую страну по теле­фону или использовать голосовую почту, когда объем передаваемой информации на несколько порядков ниже. На самом деле доказывать, что почта хороша и удобна, нет смысла, поскольку всем это понятно и так.
Электронная почта является одним из самых первых сервисов, которые были со­зданы в Internet. Как и другие сервисы, электронная почта использует в качестве базы протокол IP для передачи информации. Сам же протокол передачи почты называется SMTP и почтовые программы работают уже непосредственно с ним. Это протокол более высокого уровня и, следовательно, более сложный. Важным различием являет­ся то, что почта работает непосредственно с пользователями в системе, что наклады­вает дополнительные требования к защите почтовых систем.


Принцип работы электронной почты очень похож на работу обычной почты. С ее помощью можно посылать сообщения, получать их в свой электронный почтовый ящик, отвечать на письма корреспондентов автоматически, используя их адреса, рассылать копии письма сразу нескольким абонентам, переправлять полученное письмо по дру­гому адресу, создавать несколько подразделов почтового ящика, включать в письма текстовые, аудио- и графические файлы.
Для того чтобы этот обмен информацией между двумя, по крайней мере, абонен­тами состоялся, необходимо написать послание и, указав адрес, опустить в почто­вый ящик, откуда письмо неминуемо попадет на почтовый узел. Если указанный ад­рес соответствует общепринятым стандартам, то через некоторое время почтальон положит его в почтовый ящик адресата. Далее абонент вскроет послание, и - обмен информацией состоялся. Чтобы ускорить этот процесс, мы поднимаем телефонную трубку, набираем телефонный номер и, если произойдет правильное соединение, то наш абонент услышит то, что мы хотим ему передать. Если абонент не отвечает или его номер занят, придется повторить процедуру еще раз (возможно и несколько раз), сожалея о том, что на это тратится драгоценное время. Исследования показали, что, несмотря на почти мгновенный доступ к телефонной связи, около 75% телефонных вызовов заканчиваются безуспешно. Очень часто нужного абонента просто нет на месте.
Основная привлекательность электронной почты — это быстрота ее работы. Она
имеет ту же скорость доступа, что и телефон, но не требует одновременного присут­ствия обоих абонентов на разных концах телефонной линии, она оставляет письмен­ную копию послания, которое может быть сохранено или передано дальше. Более того, письмо одновременно может быть послано нескольким абонентам. Используя услуги
современной электронной почты, можно передавать не только письменные сообще­ния, а информацию любого рода: фотографии, видео, программы и т. д. И все это га­рантированно пересылается в любую точку земного шара за несколько минут.
Принцип функционирования электронной почты
Система современной электронной почты состоит из трех основных компонентов:
пользовательского агента (User Agent); G транспортного агента (Transfer Agent); □ доставочного агента (Delivery Agent).
Программы, которые предоставляют пользователям возможность читать и состав­лять почтовые сообщения, называются пользовательскими агентами. Примеры таких программ — Internet Mail в Windows 95, Netscape, Pine, команда mail в UNIX и многие другие.
Самым первым пользовательским агентом была программа разработан­ная в лаборатории AT&T. Сейчас применяются несколько программ этого класса. Кроме того, существуют пользовательские агенты с графическим интерфейсом пользовате­ля. Существует также стандарт, определяющий включение в почтовые сообщения объек­тов мультимедиа. Он называется MIME (Multipurpose Internet Mail Extensions) —
многоцелевые расширения электронной почты для Internet. Данный стандарт поддер­живают многие пользовательские агенты.


Пользовательский агент формирует письмо: позволяет написать его текст, присое­динить файлы, указать тему письма и все адреса.
Затем письмо передается транспортному агенту — наиболее сложной и важной части почтовой системы. Это программы, которые принимают почту от пользователь­ского агента, интерпретируют адреса пользователей и переправляют почту на соот­ветствующие компьютеры для последующей доставки. Кроме этого, транспортный
агент принимает входящую почту от других транспортных агентов. Транспортный агент
отрабатывает протокол SMTP (Simple Mail Transport Protocol) — простой протокол
транспортировки почты.
Дойдя до машины второго пользователя, письмо при помощи транспортного агента этой машины передается доставочному агенту (Delivery Agent), который принимает по­чту от транспортного агента, доставляет ее соответствующим пользователям и отвечает за формирование MailBox пользователя. Обычно MailBox — это файл, где последователь­но хранятся все приходящие письма. Почта может доставляться конкретному лицу, в спи­сок рассылки, в файл, в программу и т. п. Для обслуживания получателей каждого типа необходим отдельный агент mail - доставочный агент локальных пользователей. На этом работа почтовой системы заканчивается. Из MailBox почта читается почтовыми клиента­ми (например Netscape), но к работе самой системы это уже отношения не имеет.
Для пересылки любой, в том числе и обычной почты, необходимо знать адрес (нельзя писать письмо «На деревню. Это относится и к электронной почте.
В системе электронной почты адресация бывает двух видов:
□ маршрутно-зависимая;
□ маршрутно-независимая.
При использовании первого способа адресации отправитель должен указать про­межуточные машины (пункты), через которые должно пройти сообщение, чтобы
попасть в пункт назначения и быть доставленным адресату. В адресе второго вида просто указывается пункт назначения. При этом UUCP-адреса являются маршрутно-зависимыми, а Internet-адреса от маршрута не зависят.
UUCP-адрес состоит из списка машин (радиоэлектронного оборудования), через которые должно пройти сообщение на пути к пункту назначения. Элементы списка разделяют восклицательными знаками. Например, в электронно-почтовом UUCP-ад-ресе: — пунктом назначения является машина
lair, а получатель — абонент evi. Каждая машина в цепочке имеет непосредственное UUCP-соединение с машинами, которые находятся в сети до и после нее. Например, машина ucbvax должна иметь соединения с машинами hao и uunet. Цепочки UUCP-адресов бывают очень длинными, но теперь, когда широко используется Internet, на­стоящие громадины увидишь очень редко. Когда электронная почта строилась в ос­новном на базе UUCP, администраторы вынуждены были помнить список компьютеров на довольно больших участках базовой сети UUCP. В формате электронной Interne-почты адрес, выше, будет иметь вид evi@lair.
Электронно-почтовый Internet-адрес имеет следующий формат:
пользователь@машина,
где знак @ отделяет имя пользователя от обозначения машины. Рассмотрим в качестве примера адрес электронной почты. Этот адрес (содержит идентификатор абонента и сведения о его местоположении. В нашем случае
идентификатор абонента — savspb. В качестве идентификатора используются имена,
фамилии, псевдонимы, очень часто они составляются из начальных букв фамилии, имени, отчества абонента.
То, что стоит справа от знака @, называется доменом и однозначно описывает ме­стонахождение абонента. Домен состоит из составных частей, которые разделяются точками. Самая правая часть домена — это домен верхнего уровня, который, как пра­вило, обозначает код страны адресата. Код страны утвержден международным стан­дартом ISO. В нашем случае используется код Российской Федерации - ru. Однако в качестве домена верхнего уровня может фигурировать и обозначение сети. Например, в США, где существуют сети, объединяющие высшие учебные заведения или прави­тельственные организации, в качестве доменов верхнего уровня используются сокра­щения edu — Educational institutions (например, cs.berkeley.edu), gov — Government
institutions и др.
Следующая составная часть домена — поддомен является однозначно Определяе­мым внутри домена верхнего уровня. Нетрудно догадаться (по аналогии с обычным письмом), что после кода страны должен следовать код города — spb в нашем случае
однозначно определяет код Санкт-Петербурга. Совокупность составных частей доме­на spb.ru называется доменом второго уровня. Аббревиатуры домена второго уровня определяются в соответствии с правилами, принятыми доменом верхнего уровня.
Домен третьего уровня — stels.spb.ru. В нашем случае домен третьего уровня вклю­чает в себя название фирмы Stels. Правила образования имен внутри доменов третье­го уровня — это личное дело доменов второго уровня.
Кроме идентификаторов абонентов, в системе электронной почты используются
почтовые псевдонимы, которые позволяют системному администратору и отдельным пользователям переадресовывать почту. Ими можно пользоваться для задания спис­ков рассылки (которые включают нескольких получателей), для пересылки почты между компьютерами и для того, чтобы к пользователям можно было обращаться по несколь­ким именам. Помимо списков пользователей, псевдонимы могут обозначать:
□ файл, содержащий список адресов;
□ файл, в который должны добавляться сообщения;
G команду, на вход которой должны передаваться сообщения. Псевдонимы могут быть определены:
□ в файле конфигурации пользовательского агента;
О в общесистемном файле псевдонимов /etc/aliases;


□ в пользовательском файле пересылки ~/.forward.
Сначала система электронной почты ищет псевдонимы в файле конфигурации пользовательского агента, затем в файле aliases и наконец в пользовательском файле пересылки.
Вот несколько примеров переадресации почты с помощью псевдонимов, опреде­ленных в файле aliases: stels: savspb; savspb: stels@mailhub; autors: savspb,som,avit,trent.
В первой строке указано, что почту, поступающую на имя stels, следует доставлять пользователю savspb на локальный компьютер. Во второй, что всю почту, поступаю­щую на имя savspb, следует доставлять на компьютер mailhub. И, наконец, третья строка определяет, что почту, адресованную authors, следует доставлять пользовате­лям savspb, som, avit и trent. Поддерживается рекурсия, поэтому почта, посланная на имя stels, в конце концов, попадает по адресу savspb@mailhub.
Чтобы электронное письмо дошло до адресата, необходимо его оформить в соот­ветствии с международными стандартами и написать стандартизованный почтовый электронный адрес. Общепринятый формат послания определяется документом под названием «Standard for the Format ofARPA — Internet Text messages», сокращенно — Request for Comment или RFC822. Этот формат определяет, что электронное посла­ние должно состоять из текста самого письма и заголовка, который приписывается в начале сообщения. Заголовок отделяется от текста пустой строкой и содержит несколь­ко строчек необходимой информации об этом сообщении: дату отправления, адрес,
обратный адрес, тему сообщения и т. д. Каждая из строк заголовка имеет вид: назва­ние: текст. Бывает несколько видов строк заголовка. Не все они обязательно должны присутствовать. Некоторые строки почтовые службы добавляют автоматически. (Received: другие задает сам автор письма
Само письмо состоит из двух частей: заголовка и тела письма. Для системы основ­ным является заголовок, для пользователей — тело письма. Заголовок содержит све­дения об авторе письма, о получателях, времени создания. Заголовок также пополня­ется по мере прохождения письма через сеть, в него заносится информация о том, в какое время письмо проходило и через какие компьютеры. За заголовком следует пу­стая линия, отделяющая тело письма. В теле прописываются такие важные парамет­ры, как кодировка текста письма, тип присоединенных файлов и некоторые другие. В отличие от многих иных сервисов, письма передаются по сети целиком, но не в том смысле, что одним большим IP-пакетом, а в том, что все пакеты, содержащие письмо, собираются на каждом передающем компьютере. Система передачи полностью анало­гична обычному роутингу сетевых пакетов. Для нее применяются записи так называе­мого Mail eXchanger (MX), которые содержат информацию о том, куда в зависимости от адреса получателя требуется направлять письмо. Так в целом происходит работа почтовых систем.

 

На главную | Содержание | Назад | Вперёд
 
Яндекс.Метрика